Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость!
Пятница, 19.04.2024, 15:59
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Категории раздела

Авторизация

Реклама

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Реклама

Праздники

Православные праздники

Рейтинг


seo analysis Рейтинг сайтов Общество / Закон

Храмы

Главная » Статьи » Описание храмов

Описание Храма и монастырей
Понятие о храме

   Храмом называется особое, посвященное богу здание, в котором собираются верующие для общественного Богослужения... Здание это имеет особого рода устройство и отличается от часовни тем, что на престоле его находится антиминс, освященный архиереем. Храм также называют церковью. Церковь - общее, народное собрание; место для проведения народного собрания. Храм. служащий для совершения Богослужений духовенством нескольких церквей, называется собором. Соборами именуются обычно и главные храмы в городе или в монастыре, а также храмы, имеющие особенное значение. Тот же из соборов в епархии, в котором находится кафедра архиерия, называется кафедральным.


Происхождение храмов


   Во времена патриархальных храмов не было, а Богослужение совершалось под открытым небом, преимущественно же на таких местах, которые ознаменованы были каким-либо важным религиозным событием или сами собой располагали к молитве. При Моисее, по повелению Божию, в первый раз было устроено одно определенное место для общественного Богослужения. Таким местом была скиния. или подвижный храм. в котором Бог принимал от людей молитвы, жертвы и давал Свои откровения. Позднее Господь дозволил Соломону заменить Скинию постоянным храмом. Этот храм был выстроен Соломоном Иерусалиме на горе Мориаг и признан навсегда единственным законным местом для общественного Богослужения.
   Иисус Христос. уча поклоняться Небесному отцу во всяком месте, тем не менее посещал и храм Иерусалимский. апостолы вначале ходили в тот же храм для своих частных молитв. но для совершения таинства Причащения избирали особенные места, получившие наименование церквей. сии церкви при апостолах не составляли нарочито устроенных зданий. но помещались в частных домах, отличаясь от прочих домов только своим высоким назначением. после времен апостольских христиане. гонимые язычниками, долго не имели для себя особых храмов и должны были отправлять свое Богослужение в частных домах, катакомбах и в других уединенных местах, где только и была возможность  укрыться от своих врагов. Возможность строить особые великолепные здания для молитвенных собраний христиан появилась только со времен Константина Великого († 337 ), объявившую христианскую религию господствующей в Римской империи.

Внешнее устройство храма.

   Уже сама форма основания храма отличает его от всех прочих зданий и имеет глубокое символическое значение. Самая древняя форма христианских храмов - продолговатый четырехугольник с выпуклой передней частью - напоминает корабль. Такой вид храма внушает верующим, что только Церковь, словно корабль, через море бурной жизни может провести их к тихой пристани в Царствии Небесном, только Церковь, словно Ноев ковчег, может помочь спастись. Восьмиугольная форма храма, делающая его похожим на звезду, показывает верующим, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире благодатным Христовым светом. Круглая форма храма символизирует вечность существования Церкви, а крестообразная показывает, что истинное основание Церкви  составляет крест,через который Господь наш иисус Христос избавил мир от власти смерти.
    Здание храма ныне обыкновенно завершается куполом, вид которого напоминает верующим о небе, куда должны стремиться все их желания и мысли. Купол заканчивается наверху главою, называемой также маковицей, на которой ставится крест - красота церковная, верным утверждение, бесом же язва. Часто на храме строят не одну, но несколько глав. Одна глава служит знаком того, что глава Церкви есть един Иисус Христос; три главы ставятся в честь трех ипостасей Святой Троицы; пять куполов указываю на Иисуса Христа с четырьмя евангелистами; семь - на семь Вселенских Соборов и семь священных Таинств; девять - на девять чинов ангельских; тринадцать - на Иисуса Христа с двенадцатью апостолами.
   Алтарем храмы всегда строятся на восток, потому и верующие, стоя лицом к алтарю, всегда молятся на восток. там находится Рай, там соделано спасение наше, там восходит солнце. Господь именуется и Востоком свыше и Солнцем правды.
   
Внутреннее устройство храма.

   Как ветхозаветная скиния и Храм Соломона, устроенные по указанию Самого Бога, разделялись на три части, так разделяется и православный храм. Согласно с трояким разделением членов новозаветной церкви на оглашенных, верных и пастырей, храмы состоят из главных частей: притвора с папертью, собственно церкви, или храма, и алтаря.
   Притвор (или предхрамие) составляет самую западную часть храма и, обыкновенно, отделяется стеной от собственно церкви. Он предназначался для оглашенных и кающихся; сюда же допускаемы были иудеи, еретики и язычники. В древности здесь устраивалась купель для крещения и здесь же христиане вкушали за общим столом трапезу по окончании Богослужения. Перед входом в притвор находится возвышенная площадка, называемая папертью. Кающиеся, стоявшие на паперти, назывались беспокровными.
   Средняя часть храма, или собственно церковь, предназначается для верных - тех, кто верует во Христа и участвует в дарах благодати Христовой. Мужчины во время Богослужения обыкновенно располагаются на правой стороне храма, а женщины - на левой. В древности посредине церкви всегда устраивался амвон - возвышенное место с несколькими ступенями. На него епископы и священники восходили на проповеди, диаконы для чтения Евангелия, а чтецы для чтения Деяний и Посланий апостольских, Амвону усвоялось значение камня, с которого Ангел благовествовал о Воскресении Христовом. Ныне амвон посреди церкви, называемый архиерейским, ставится лишь в кафедральных соборах. на нем архиерии облачаются и стоят при начале литургии, во время молебнов и при некоторых других церковных службах. Амвоном же теперь называют часть солей - возвышения перед иконостасом - напротив Царских врат. По сторонам солеи устраиваются клиросы для чтецов и певцов, а подле клиросов ставятся хоругви - иконы, висящие на древках в виде знамени. Как церковные знамена они и носятся верующими при крестных ходах.
   Алтарь, где стоит святой престол, составляет восточное отделение храма. как показывает значение самого слова, алтарь устраивается всегда выше прочих частей храма, становясь, таким образом, видимым для предстоящих в храме и являя собою образ Горнего мира. Иногда в одном храме устраиваются несколько алтарей.  Алтари, примыкающие к главному, называются приделами.
  
Алтарь ныне отделяется  от средней части храма иконостасом - стеной, установленный иконами и имеющей трое дверей, или врат. Средние и самые
большие из них называются Царскими вратами, по­тому что при литургии через них в Святых Дарах не­видимо исходит сам Царь Славы. Открытие Царских врат, ведущих в ту часть алтаря, где находится пре­стол, знаменует открытие людям Царствия Небесного. Двое же других, меньших дверей, расположенных по обеим сторонам от Царских, называются диакон­скими: одни - южные (справа), а другие - северные (слева).

   На иконостасе, по правую сторону от Царских врат, ставится обыкновенно икона Спасителя, а ближе к южным дверям - икона святого, во имя ко­торого построен храм. По левую сторону Царских врат ставится икона Божией Матери. На самих Царских вратах находится икона Благовещения Пре­вятыя Богородицы, а на северной и южной дверях иконостаса чаще всего изображаются или вестники воли Божьей Архистратиг Михаил и Архангел Гав­риил, или архидиаконы Стефан и Филипп. Над Царскими вратами помещается икона Тайной вече­ри. В больших иконостасах, где иконы стоят в не­скольких рядах, во втором ряду находятся иконы двунадесятых христианских праздников; в третьем ряду посередине ставится икона Иисуса Христа с Божией Матерью и Иоанном Предтечей, а по сторо­нам - иконы апостолов; в четвертом ряду - иконы пророков И посреди них икона Божией Матери с Предвечным Младенцем. Верх иконостаса увенчи­вается крестом.

    Главнейшей, неотъемлемой принадлежностью алтаря является возвышающийся посреди него свя­той престол, так как на нем таинственно присутст­вует Сам Господь - Царь и Владыка Церкви. Форма престола всегда бывает четырехугольная, в знамение того, что на нем предлагается Божественная трапеза для всех четырех сторон света. Престолы де­лаются из камня, серебра, золота или из дерева. На престоле всегда полагаются крест, Святое Евангелие и ковчег (называемый также кивотом или дарохра­нительницей) со Святыми Дарами, хранящимися в церкви для причащения больных, а во время Вели­кого поста - для Литургий Прежде освященных Да­ров. Если новый храм освящается самим архиереем, то под престолом в особом сосуде всегда полагаются частицы святых мощей, в знак того, что кровь муче­ников, после крови Христовой, служит вторым осно­ванием Церкви, и в память обычая древних христи­ан совершать Евхаристию на гробах мучеников.

   За престолом в алтаре находится горнее место. Так называется возвышающееся за престолом у восточной стены седалище (кафедра) для епископа. По обеим сторонам горнего места в некоторых кафедральных храмах ставятся седалища (сопрестолия) для сослу­жащих архиерею священников. Горнее место симво­лизирует небесную кафедру высочайшего архиерея ­Христа, а места священников - престолы апостолов.

   В северной части алтаря ставится особый стол, предназначенный для принятия приношений от вер­ных и для предварительного приготовления Святых Даров. Этот стол называется жертвенником или предложением. Так как во время проскомидии вспо­минаются обстоятельства рождения и страданий Христовых, то и жертвенник, на котором она совер­шается, по изъяснению учителей Церкви, образует и вертеп, в котором родился Иисус Христос, и Голго­фу, место страданий Господа. В древности жертвен­ник ставился в особом отделении алтаря, отгорожен­ном от него стеной. 

 


               

     

 
Категория: Описание храмов | Добавил: Администратор (07.11.2010)
Просмотров: 33531 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.9/16
Всего комментариев: 1
1 маша  
0
ууууууууууууууууууууууужжжжжжжжжжжжжжжжааааааааааааааааассссссссссссссссссссссссс

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]