« Октябрь 2024 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 |
АВТОКЕФАЛИЯ (греч. - самово-зглавление) - независимый статус поместной национальной церкви, имеющей собственного предстоятеля (патриарха или митрополита).
АГНЕЦ (слав. - ягненок) - средняя часть просфоры, выннмаемая для совершения
Евхаристии.
АКАФИСТ (греч. - несидение) - молитвословия, которые можно слушать стоя в противоположность кафизмам, при чтении которых полагалось сидеть, состоит из 12 кондаков и икосов. Первый Акафист был написан в VII в.
АЛЛИЛУИЯ (евр. - хвалите Господа) - припев к псалмам и гнмнам.
АЛТАРЬ (лат. - жертвенник), или ПРЕСТОЛ, - деревянный (реже металлический или каменный) стол, на котором совершается Литургия. А. также называется все пространство вокруг престола.
АМВОН (греч. - возвышение) - в современных храмах это центральная часть солеи, расположенная напротив царских врат.
АМИНЬ (евр. - истинно, верно) - возглас, которым обычно -заканчивается каждая молитва. При общественном богослужении слово аминь произносит народ (или хор).
АНАЛОЙ
(точнее АНАЛОГИЙ) - высокий столик с покатым верхом. Употребляется для
богослужебных книг и икон.
АНАФОРА (греч. - возношение), или КАНОН ЕВХАРИСТИ И, - последование молитв, которые читают и поют во время таинства Евхаристии.
АНТИДОР
(греч. - вместо дара) - остатки просфоры, из которой вынут Агнец (см.).
АНТИМИНС - частица мощей , вшитая в ткань, лежит на алтаре. На нём совершается Евхаристня.
АПОСТОЛ - книга, содержащая Деяния и Послания св. апостолов, разделенные на 'Зачала. А. употребляется при богослужении.
АПСИДА - ниша в восточной стене храма, где находится алтарь.
АРТОС (греч. - квасной хлеб) -хлеб, освящаемый на Пасху 13 воспоминание братских трапез. Раздается обычно в субботу Светлой Недели.
ВОЗДУХ - плат, или «покровец», которым покрывают потир и дискос во время Литургии.
ВОНМЕМ (славянск. - будем внимательны) - богослужебный возглас, призывающий к вниманию.
ГЛАСЫ - система из 8-ми церковных мелодий, разработанная св. Иоанном Дамаскином и св. Феодором Студитом, меняются взависимости от вида песнопения: ирмоса, тропаря и т. д., меняются также каждую неделю. Собрание гласов. называется 'Октоихом, или «Восьмигласником».
ГОРНЕЕ МЕСТО - пространство к востоку от престола. Обычно там находится кресло епископа.
ДАРОНОСИЦА небольшой металлический ковчежец (ящик), в который помещают запасные (преждеосвященные) Св. Дары для причащения больных на дому.
ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА - ковчежец, изготовленный обычно в виде храма, в котором хранят запасные (преждеосвященные) Св. Дары. Находится на престоле.
ДЕИСУС (правильно ДЕИСИС, греч. - моление). Ряд икон, в центре которых триптих: Христос, справа от Него Богоматерь, слева - Иоанн Креститель, молитвенно простирающие руки ко Христу.
ДИКИРИЙ - подсвечник в две свечи, который вместе с «трикирием» употребляется во время архиерейского богослужения.
ДИСКОС - небольшое блюдо, на котором полагают евхаристического Агнца. В наши дни Д. для удобства крепится на подставке.
ДОГМАТИК - церковное песнопение в честь Богоматери, которое поется на всенощной накануне воскресенья. Название связано с его содержанием (догматическое учение о Боговоплощении). Всего 8, по числу 8 гласов.
ДЬЯЧОК - старинное, вышедшее из употребления название псаломщика.
ЕВХАРИСТИЯ (греч. - благодарение) - одно из важнейших таинств Церкви, Вечеря Господня, на которой освящаются хлеб и вино. Принимая их, верующие соединяются с Самим Христом, с Его Плотью и Кровью.
ЕКТЕНИЯ (греч. - прошение, усердное моление) - ряд призывов К молитве, произносимых диаконом (или священником).
ЕЛЕЙ - масло оливы (или другое растительное масло), которое употребляется в церкви для помазания. Знак Божия благословения, как указано
ИРМОС — греческое название песен канона утрени (см. канон).
ИСПОЛЛА ЭТИ, ДЕСПОТА (греч. — многая лета, Владыко) — приветствие, которое поется епископу.
КАНОН (от арам. кане — правило) — обозначает: 1) перечень книг, принятых Церковью в качестве Св. Писания; 2) чинопоследование евхаристических молитв, анафора (см.); 3) цикл молитв и песнопений утрени (состоит из 9 песен).
КАНУН — 1) день перед праздником; 2) столик с изображением Распятия и подсвечниками, перед которым служатся панихиды.
КАФИЗМА (греч. — чтение, при котором сидят) — чтение зачал (см.) из Псалтири на утрени.
КЛИРОСЫ — правая и левая стороны солеи, на которых обычно стоят певчие.
ЛИТИЯ — поминальная молитва: 1) краткая панихида; 2) обряд, который совершается в западной части храма во время праздничной всенощной. На Л. освящают хлеб, пшеницу, вино и елей (см.).
ЛИТУРГИЯ (греч. — общее дело; общее служение): 1) общее название для всякого богослужения; 2) служба, центром которой является таинство Евхаристии (см.).
МИНЕЯ (греч. — месячник) — книга, включающая молитвы и гимны святым в порядке дней их празднования. Миней 12, по одной на месяц. Четьи-Минеи — жития святых, расположенные в календарном порядке. Общая Минея содержит службы тем святым, для которых нет особых чинопоследований в месячных М.
МИРО — благовонное масло, освящаемое патриархом или митрополитом раз в год (в Великий четверг). Употребляется для таинства Миропомазания.
МИТРА (греч. — повязка, тюрбан) — парчовый головной убор епископа, а также архимандрита или заслуженного священника.
МОЩИ (слав. — прах, мертвое тело): 1) всякое тело усопшего; 2) останки святых, в каком бы виде они ни сохранились.
НЕДЕЛЯ — славянское название воскресенья. Русское слово «неделя» — поцерковнославянски «седмица» (см.).
ОГЛАШЕННЫЕ — люди, которые проходят подготовку к крещению.
ОМОФОР — длинная широкая полоса материи с изображениями крестов. Знак архиерейского сана.
ОРАРЬ (от лат. ораре — молиться) — вышитая или цветная лента, знак диаконского сана. Надевается через плечо. Во время ектении (см.!!!) диакон поднимает О. Этот обычай сохранился от тех времен, когда в церкви пели все верующие, а диакон регентовал.
ОТПЕВАНИЕ — так в просторечии называется чин молитв над умершим.
ОТПУСТ — краткая молитваблагословение, произносимая священником по окончании церковной службы.
ПАНАГИЯ — небольшая икона, которая носится на груди епископом как знак его сана.
ПАНИХИДА — молитва за усопших.
ПАРЕМИЯ (греч. — чтение) — чтение из Ветхого Завета за всенощной.
ПАТРИАРХ — епископ, возглавляющий поместную автокефальную (см.) церковь.
ПОДРИЗНИК — см. стихарь.
ПОЛИЕЛЕЙ — торжественная часть всенощной, когда зажигаются светильники.
потир — евхаристическая чаша (см.).
ПРАВИЛО МОЛИТВЕННОЕ — молитвы, расположенные в определенном порядке: утренние, вечерние, ко причащению и пр.
ПРЕДСТОЯТЕЛЬ — епископ (или священник), совершающий Евхаристию, а также глава поместной автокефальной (см.) Церкви.
ПРИДЕЛ — дополнительное помещение в храме с алтарем. В древности его пристраивали («приделывали»), откуда и название. П., так же как и центральный храм, посвящается празднику или святому.
ПРИТВОР — западная часть храма, его преддверие. В древности там стояли оглашенные (см.) и кающиеся. П. обычно расписан картинами из Ветхого Завета.
ПРОКИМЕН (греч. — предваритель) — стих из псалма, которым предваряется чтение или пение в храме.
ПРОСКОМИДИЯ — приготовление к Литургии (см.), совершаемое на жертвеннике (см.) в алтаре (см.).
ПРОСФОРА (греч. — приношение) — в современной практике небольшой хлеб (см.). Сверху на П. стоит либо печать со словами ИС ХС НИКА (Иисус Христос побеждает), либо изображение Богоматери (реже — святых). Большая литургическая П. предназначается для Агнца (см.).
ПСАЛМОДИЯ — распевноречитативное чтение Св. Писания.
ПСАЛОМЩИК — церковный чтец. В отдельных случаях епископ совершает над ним «посвящение в чтецы».
САККОС — см. стихарь.
СВЕТИЛЕН — молитва, ведущая свое происхождение от древнего обряда благословения светильника (на вечерней службе).
СЕДМИЦА — церковнославянское название недели (см.).
солея — возвышение перед иконостасом. Центральная часть С. называется амвоном, боковые части — клиросами.
стихарь— длинная одежда священнослужителей (хитон). У диакона и иподиакона (см.) С. имеет широкие рукава. Сходный покрой имеет саккос епископов. У священников хитон — с узкими рукавами, называется подризником.
СТИХИРЫ — песнопения, посвященные празднику; поются за всенощной.
ТРЕБНИК — богослужебная книга с чинопоследованием треб (см.).
ТРЕБЫ — в просторечии так называются все таинства (кроме Евхаристии (см.) и Рукоположения, а также молебны, панихиды (см.), отпевания (см.), освящение домов и пр.
ТРИОДЬ — богослужебная книга, включающая чинопоследование служб предпасхального периода (Триодь постная) и послепасхального: от Пасхи до Петрова поста (Триодь цветная).
ТРОПАРЬ — краткое песнопение, посвященное празднику или святому.
ФЕЛОНЬ (риза) — верхнее богослужебное облачение без рукавов. Прежде употреблялось епископами и священниками. Теперь в Ф. служит только священник.
ЦАРСКИЕ ВРАТА — врата в иконостасе, находящиеся между престолом (см. алтарь) и амвоном (см.).
ЧАСЫ — у древних евреев сутки делились на четыре часа (или части) — первый, третий, шестой и девятый. По этому образцу составлены церковные Ч., включающие чтение псалмов и молитв. Ч. соединяют утреню с Литургией.
ШЕСТОПСАЛМИЕ — шесть избранных псалмов, которые читаются в начале утрени.
ЭКУМЕНИЗМ (греч. экумена — населенная земля) — сотрудничество Церквей различных исповеданий, целью которого является сближение и в конечном счете соединение всех христиан.