Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость!
Четверг, 28.03.2024, 20:30
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Авторизация

Реклама

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Реклама

Праздники

Православные праздники

Рейтинг


seo analysis Рейтинг сайтов Общество / Закон

Словарь церковных терминов

АВТОКЕФАЛИЯ (греч. - самово-зглавление) - независимый статус поместной национальной церкви, имеющей собственного предстоятеля (патриарха или митрополита).


АГНЕЦ (слав. - ягненок) - средняя часть просфоры, вы­ннмаемая для совершения Евхаристии.


АКАФИСТ (греч. - несидение) - молитвословия, которые можно слушать стоя в противоположность кафизмам, при чтении которых полагалось сидеть, состоит из 12 кондаков  и  икосов. Первый Акафист был написан в VII в.


АЛЛИЛУИЯ (евр. - хвалите Господа) - припев к псалмам и гнмнам.


АЛТАРЬ  (лат. - жертвенник), или ПРЕСТОЛ, - деревянный (реже металлический или каменный) стол, на котором совершает­ся Литургия. А. также называется все пространство вокруг престола.


АМВОН (греч. - возвышение) - в современных храмах это центральная часть солеи, расположенная напротив царских врат.


АМИНЬ (евр. - истинно, верно) - возглас, которым обычно -заканчивается каждая молитва. При общественном богослужении слово аминь произносит народ (или хор).


АНАЛОЙ (точнее АНАЛОГИЙ) - высокий столик с покатым верхом. Употребляется для богослужебных книг и икон.


АНАФОРА (греч. - возношение), или КАНОН ЕВХАРИС­ТИ И, - последование молитв, которые читают и поют во время таинства Евхаристии.


АНТИДОР (греч. - вместо дара) - остатки просфоры, из которой вынут Агнец (см.).


АНТИМИНС - частица мощей , вшитая в ткань, ле­жит на алтаре. На нём совершается Евхаристня.


АНТИФОН (греч. - противогласие) - песнопения, которые поются на два хора. А-ное пение ведет начало из Иерусалимского Храма. В иерковь введено св. Амвросием Медиоланским (IV в.).

АПОСТОЛ - книга, содержащая Деяния и Послания св. апо­столов, разделенные на 'Зачала. А. употребляется при богос­лужении.


АПСИДА - ниша в восточной стене храма, где находится ал­тарь.


АРТОС (греч. - квасной хлеб) -хлеб, освящаемый на Пасху 13 воспоминание братских трапез. Раздается обычно в субботу Светлой Недели.


ВОЗДУХ - плат, или «покровец», которым покрывают потир  и дискос во время Литургии.


ВОНМЕМ (славянск. - будем внимательны) - богослужеб­ный возглас, призывающий к вниманию.


ГЛАСЫ - система из 8-ми церковных мелодий, разработан­ная св. Иоанном Дамаскином и св. Феодором Студитом, меня­ются взависимости от вида песнопения: ирмоса, тропаря  и т. д., меняются также каждую неделю. Собрание гласов. на­зывается 'Октоихом, или «Восьмигласником».

 

ГОРНЕЕ МЕСТО - пространство к востоку от престола. Обычно там находится кресло епископа. 


ДАРОНОСИЦА  небольшой металлический ковчежец (ящик), в который помещают запасные (преждеосвященные) Св. Дары для причащения больных на дому.


ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА - ковчежец, изготовленный обыч­но в виде храма, в котором хранят запасные (преждеосвященные) Св. Дары. Находится на престоле.


ДЕИСУС (правильно ДЕИСИС, греч. - моление). Ряд икон, в центре которых триптих: Христос, справа от Него Богоматерь, слева - Иоанн Креститель, молитвенно простирающие руки ко Христу.


ДИКИРИЙ - подсвечник в две свечи, который вместе с «три­кирием» употребляется во время архиерейского богослужения.


ДИСКОС - небольшое блюдо, на котором полагают евхари­стического Агнца. В наши дни Д. для удобства крепится на подставке.


ДОГМАТИК - церковное песнопение в честь Богоматери, ко­торое поется на всенощной накануне воскресенья. Название  связано с его содержанием (догматическое учение о Боговоплощении). Всего  8, по числу 8 гласов.


ДЬЯЧОК - старинное, вышедшее из употребления название псаломщика. 


ЕВХАРИСТИЯ (греч. - благодарение) - одно из важнейших таинств Церкви, Вечеря Господня, на которой освящаются хлеб и вино. Принимая их, верующие соединяются с Самим Христом, с Его Плотью и Кровью. 


ЕКТЕНИЯ (греч. - прошение, усердное моление) - ряд при­зывов К молитве, произносимых диаконом (или священником).


ЕЛЕЙ - масло оливы (или другое растительное масло), кото­рое употребляется в церкви для помазания. Знак Божия благосло­вения, как указано


ЕПИКЛЕЗИС - призывание Св. Духа, часть евхаристич молитв (см. анафора).

ЕПИТРАХИЛЬ (греч. - нашейник) - отлнчительный знак иерейского сана.

ЖЕРТВЕННИК - стол, находящийся слева от престола алтарь). На нем совершается проскомидия.

ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА - читается священником в конце Литургии, «за амвоном».

ЗАЧАЛА - рубрики, на которые разделен текст церковнославянской Библии.
 
ЗВЕЗДИЦА - два металлических полукружия, которые, устанавливаются на дискосе, чтобы воздухи  не прикасались к Агнцу.
 
ИЕРЕЙ - греческое наименование священника (архиерей епископ).

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ - псалмы, которые поются антиифонию в начале Литургни и читаются после великопостных часов.

ИКОНОСТАС (греч. - место, где стоят нконы) - ряд икон отделяющий алтарное пространство от храма,  бывают одноярусные и многоярусные.

ИКОС - церковная песнь, или молитва, в которой прославляется подвиг святого или празднуемое событие.

ИПОДИАКОН - церковнослужитель, помощник диакона. Носит стихарь, повязанный крестообразно орарем, прислуживает при епископе.

ИРМОС — греческое название песен канона утрени (см. канон).

ИСПОЛЛА ЭТИ, ДЕСПОТА (греч. — многая лета, Владыко) — приветствие, которое поется епископу.

КАНОН (от арам. кане — правило) — обозначает: 1) перечень книг, принятых Церковью в качестве Св. Писания; 2) чинопоследование евхаристических молитв, анафора (см.); 3) цикл молитв и песнопений утрени (состоит из 9 песен).

КАНУН — 1) день перед праздником; 2) столик с изображением Распятия и подсвечниками, перед которым служатся панихиды.

КАФИЗМА (греч. — чтение, при котором сидят) — чтение зачал (см.) из Псалтири на утрени.

КЛИРОСЫ — правая и левая стороны солеи, на которых обычно стоят певчие.

ЛИТИЯ — поминальная молитва: 1) краткая панихида; 2) обряд, который совершается в западной части храма во время праздничной всенощной. На Л. освящают хлеб, пшеницу, вино и елей (см.).

ЛИТУРГИЯ (греч. — общее дело; общее служение): 1) общее название для всякого богослужения; 2) служба, центром которой является таинство Евхаристии (см.).

МИНЕЯ (греч. — месячник) — книга, включающая молитвы и гимны святым в порядке дней их празднования. Миней 12, по одной на месяц. Четьи-Минеи — жития святых, расположенные в календарном порядке. Общая Минея содержит службы тем святым, для которых нет особых чинопоследований в месячных М.

МИРО — благовонное масло, освящаемое патриархом или митрополитом раз в год (в Великий четверг). Употребляется для таинства Миропомазания.

МИТРА (греч. — повязка, тюрбан) — парчовый головной убор епископа, а также архимандрита или заслуженного священника.

МОЩИ (слав. — прах, мертвое тело): 1) всякое тело усопшего; 2) останки святых, в каком бы виде они ни сохранились.

НЕДЕЛЯ — славянское название воскресенья. Русское слово «неделя» — поцерковнославянски «седмица» (см.).

ОГЛАШЕННЫЕ — люди, которые проходят подготовку к крещению.

ОМОФОР — длинная широкая полоса материи с изображениями крестов. Знак архиерейского сана.

ОРАРЬ (от лат. ораре — молиться) — вышитая или цветная лента, знак диаконского сана. Надевается через плечо. Во время ектении (см.!!!) диакон поднимает О. Этот обычай сохранился от тех времен, когда в церкви пели все верующие, а диакон регентовал.

ОТПЕВАНИЕ — так в просторечии называется чин молитв над умершим.

ОТПУСТ — краткая молитваблагословение, произносимая священником по окончании церковной службы.

ПАНАГИЯ — небольшая икона, которая носится на груди епископом как знак его сана.

ПАНИХИДА — молитва за усопших.

ПАРЕМИЯ (греч. — чтение) — чтение из Ветхого Завета за всенощной.

ПАТРИАРХ — епископ, возглавляющий поместную автокефальную (см.) церковь.

ПОДРИЗНИК — см. стихарь.

ПОЛИЕЛЕЙ — торжественная часть всенощной, когда зажигаются светильники.

потир — евхаристическая чаша (см.).

ПРАВИЛО МОЛИТВЕННОЕ — молитвы, расположенные в определенном порядке: утренние, вечерние, ко причащению и пр.

ПРЕДСТОЯТЕЛЬ — епископ (или священник), совершающий Евхаристию, а также глава поместной автокефальной (см.) Церкви.

ПРИДЕЛ — дополнительное помещение в храме с алтарем. В древности его пристраивали («приделывали»), откуда и название. П., так же как и центральный храм, посвящается празднику или святому.

ПРИТВОР — западная часть храма, его преддверие. В древности там стояли оглашенные (см.) и кающиеся. П. обычно расписан картинами из Ветхого Завета.

ПРОКИМЕН (греч. — предваритель) — стих из псалма, которым предваряется чтение или пение в храме.

ПРОСКОМИДИЯ — приготовление к Литургии (см.), совершаемое на жертвеннике (см.) в алтаре (см.).

ПРОСФОРА (греч. — приношение) — в современной практике небольшой хлеб (см.). Сверху на П. стоит либо печать со словами ИС ХС НИКА (Иисус Христос побеждает), либо изображение Богоматери (реже — святых). Большая литургическая П. предназначается для Агнца (см.).

ПСАЛМОДИЯ — распевноречитативное чтение Св. Писания.

ПСАЛОМЩИК — церковный чтец. В отдельных случаях епископ совершает над ним «посвящение в чтецы».

САККОС — см. стихарь.

СВЕТИЛЕН — молитва, ведущая свое происхождение от древнего обряда благословения светильника (на вечерней службе).

СЕДМИЦА — церковнославянское название недели (см.).

солея — возвышение перед иконостасом. Центральная часть С. называется амвоном, боковые части — клиросами.

стихарь— длинная одежда священнослужителей (хитон). У диакона и иподиакона (см.) С. имеет широкие рукава. Сходный покрой имеет саккос епископов. У священников хитон — с узкими рукавами, называется подризником.

СТИХИРЫ — песнопения, посвященные празднику; поются за всенощной.

ТРЕБНИК — богослужебная книга с чинопоследованием треб (см.).

ТРЕБЫ — в просторечии так называются все таинства (кроме Евхаристии (см.) и Рукоположения, а также молебны, панихиды (см.), отпевания (см.), освящение домов и пр.

ТРИОДЬ — богослужебная книга, включающая чинопоследование служб предпасхального периода (Триодь постная) и послепасхального: от Пасхи до Петрова поста (Триодь цветная).

ТРОПАРЬ — краткое песнопение, посвященное празднику или святому.

ФЕЛОНЬ (риза) — верхнее богослужебное облачение без рукавов. Прежде употреблялось епископами и священниками. Теперь в Ф. служит только священник.

ЦАРСКИЕ ВРАТА — врата в иконостасе, находящиеся между престолом (см. алтарь) и амвоном (см.).

ЧАСЫ — у древних евреев сутки делились на четыре часа (или части) — первый, третий, шестой и девятый. По этому образцу составлены церковные Ч., включающие чтение псалмов и молитв. Ч. соединяют утреню с Литургией.

ШЕСТОПСАЛМИЕ — шесть избранных псалмов, которые читаются в начале утрени.

ЭКУМЕНИЗМ (греч. экумена — населенная земля) — сотрудничество Церквей различных исповеданий, целью которого является сближение и в конечном счете соединение всех христиан.