Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость!
Пятница, 15.12.2017, 11:28
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Категории раздела

Авторизация

Реклама

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Реклама

Праздники

Православные праздники

Рейтинг


seo analysis Рейтинг сайтов Общество / Закон

Храмы

Главная » Статьи » Храмы

Храм Христа Спасителя

 

 
    Замысел строительства грандиозного храма, посвященного победе русского народа в отечественной войне 1812 года, родился еще в те дни, когда последние французские солдаты покидали пределы России. Но только спустя пять лет,   12 октября 1817 года, на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя. По замыслу автора первого проекта храма, архитектора А. Л. Витберга, храм, расположенный в самом высоком месте Москвы должен был быть виден из любой точки города.
     Проект храма Христа Спасителя предусматривал возведение на Воробьевых горах монументального ансамбля, выдержанного в строгих, несколько тяжеловесных формах ампира. Ансамбль, кроме собственно храма, включал в себя гигантские колоннады, спуски к Москва-реке, каменную набережную.
     Но осуществление грандиозного замысла оказалось невозможным - почва на склонах Воробьевых гор "плыла", грозя оползнями из-за близости грунтовых вод. Кроме того, Витберг оказался слишком плохим руководителем работ, строительство неоправданно затянулось, и вскоре специальная комиссия вынуждена была констатировать многочисленные злоупотребления на строительстве храма. Витберг фактически был обвинен в казнокрадстве, его имущество было конфисковано, а сам он был сослан в Вятку.
     Строительство храма на долгие годы прервалось. К тому времени в архитектуре уже появились новые веяния. Эпоха классицизма уходила. В 1934 году главный архитектор Москвы М. Д. Быковский прочел на торжественном акте в Архитектурном училище "Речь о неосновательности мнения, что Архитектура Греческая или Греко-Римская может быть всеобщею и что красота архитектуры основывается на пяти основных чиноположениях" - по существу. это был манифест против абсолютизации классицизма. Возникновение романтического направления в русской архитектуре на рубеже восемнадцатого-девятнадцатого веков объяснялось вначале простым подражанием вкусам Западной Европы. Русские архитекторы все чаще стали строить "в готическом вкусе" (к этому направлению, например, относятся постройки Ивановского монастыря в Москве), но затем это увлечение переросло в попытку создать "русский стиль" . Первые шаги в этом направлении сделал еще М. Ф. Казаков, который, по словам С. В. Хачатурова, обращался к древнерусскому наследию еще чисто "фасадически". "Но его ученики (И. Еготов, А. Бакарев, И. Мироновский) в своих проектах реставрации послепожарного Кремля сознательно пытались использовать древнерусские формы для создания эмоционально целостной среды средневекового города, его гения места. Так зарождаются идеи "русского стиля" открыто заявившие о себе в эпоху историзма" (С. В. Хачатуров. "Готический вкус" в русской художественной культуре восемнадцатого века. М., 1999).
     Идеи "русского стиля" подхватил и попытался воплотить в жизнь архитектор К. А. Тон. Многие его сооружения, включая храм Христа Спасителя, являются "фасадической" попыткой "одеть" формы классицизма в древнерусском стиле. Это направление получило в архитектуре наименование "эклектики" (подлинно русский стиль появился только на рубеже девятнадцатого - двадцатого веков, и у его истоков стоял архитектор А. М. Горностаев, много строивший на Валааме). Непонятно почему, но слово "эклектика" долгое время было "плохим", ругательным, хотя оно всего-навсего означает свободу выбора художественных средств.
     Император Николай I поставил условие, чтобы храм Христа Спасителя был создан непременно в "древнерусском" духе. 10 апреля 1832 года он утвердил новый проект храма, составленный К. А.Тоном. В 1839 году храм был заложен на новом месте, на берегу Москвы-реки. Здесь стоял древний Алексквский монастырь, который был переведен в Сокольники, а его постройки снесены под площадку храма Христа Спасителя. По преданию, оскорбленная такой бесцеремонностью настоятельница монастыря прокляла это место и предрекла, что на нем ничто долго не простоит.
     На месте закладки храма в знак преемственности был положен камень первого храма, который начал строить Витберг на Воробьевых горах, а Николай I собственноручно уложил закладную доску.
    Храм Христа Спасителя строился почти 40 лет. В 1846 году был возведен свод главного купола. Три года спустя завершили работы по облицовке и начали устанавливать металлическую кровлю и главы. В 1860 году строительные леса были, наконец, разобраны и храм явился перед москвичами во всем своем величии.
     Еще двадцать лет ушли на роспись и отделку храма. для сооружения храма использовался плотный белый известняк, добывавшейся в окрестностях Коломны. Из него же были изваяны горельефы, украшавшие стены храма. Для облицовки снаружи и внутри были использованы темно-зеленый лабрадорит, розовый шокшинский кварцит, разноцветные мраморы.
     Храм расписывали выдающиеся художники того времени - Г. И. Семирадский, В. И. Суриков, В. П. Верещагин, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, П. С. Сорокин, А. И. Корзухин, М. Д. Быковский и другие. Знаменитые горельефы храма были исполнены скульптурами П. К. Клодтом, А. В. Логановским, Н, А. Рамазановым.
     В плане храм Христа Спасителя представляет собой равноконечный крест. Его высота составляла 103,5 метра, площадь - 6805 квадратных метров, а диаметр главного купола - 25,5 метра. Во время богослужения в нем одновременно могло находиться 10 000 человек. Правый придел храма был посвящен Николаю-Чудотворцу, а левый - Александру Невскому. На четырех колокольнях, поставленных по углам храма, имелось 14 колоколов, самый большой из которых весил 1654 пуда.
     26 мая 1883 года он был, наконец, освящен.
     Храм Христа Спасителя был взорван коммунистами 5 декабря 1931 года. На его месте планировалось возвести нечто, что должно было символизировать апофеоз коммунистической идеологии. Но апофеоз не получился, и тогда, расчистив площадку от строительного барахла, на этом месте построили открытый плавательный бассейн "Москва", в котором около тридцати лет зимой и летом безмятежно плескались москвичи. То, что на этом месте некогда стоял огромный храм-памятник, замалчивалось, и многие впервые узнали о его существовании только в наше время.
     Широкое общественное движение за восстановление храма началось в конце 1980-х годов. В феврале 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение храма Христа Спасителя и обратился с просьбой разрешить его восстановление. а 5 мая 1995 года вышел указ президента России "О воссоздании храма Христа Спасителя в Москве". Большую роль в воссоздании храма Христа Спасителя сыграло московское правительство.


            
          
  
Категория: Храмы | Добавил: Модератор (09.11.2010)
Просмотров: 2076 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]