Вы вошли
в храм. Тут нужно, остановившись недалеко от дверей, трижды перекреститься
с поклонами и молитвами: «Боже, милостив Буди мне, грешному». (Поклон.)
«Боже, очисти
мя, грешного, и помилуй мя». (Поклон.)
«Создавый
мя Господи, прости мя». (Поклон.)
Если служба
еще не началась, можно подать записки, приложиться к иконам, поставить свечи.
По древнему обычаю, мужчины стоят в правой части храма, женщины - в левой,
оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам. Не следует здороваться со знакомыми за руку,
- поприветствуйте их молчаливым поклоном и не вступайте в длительные разговоры
с обсуждением новостей. Войдя в храм, принято приложиться к «праздничной»
иконе, лежащей на аналое посреди церкви, и совершить поясные поклоны перед
иконами Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых (если в это время
не началась служба). Не положено проходить между Царскими вратами и аналоем,
если же вы проходите перед аналоем, совершите малый поклон, осеняя себя
крестным знамением. Бывая в храме Божием, будем помнить что мы находимся в
присутствии Господа Бога, Божией Матери, Ангелов и святых. Бойтесь вольно или
невольно оскорбить своим поведением молящихся и те святыни, которые окружают
нас в храме Божием. Выбирая место для молитвы в храме, нужно учитывать, что
некоторые пожилые прихожане, постоянно посещающие этот храм и стоящие обычно
на одном и том же месте, начинают считать это место «своим». В случае если вы
случайно встали на «чье-то» место и вас попросили его освободить, не перечьте и
тихо отойдите на другое место, - не нарушайте своего молитвенного настроения
спором.
Если вы
пришли в храм во время богослужения, не стоит, протискиваясь сквозь молящихся,
ставить свечи перед иконами. Свеча - жертва Богу, но в данном случае помните,
что более угодна другая жертва - «дух сокрушен», смиренное осознание своей
греховности перед Господом, которое ярче любой свечи высветит все ваши желания
и нужды. В храме не любопытствуйте, не
рассматривайте молящихся, а постарайтесь вникнуть в богослужение, участвуя в
общей молитве. Конечно, вначале это будет трудно. Если вам непонятны слова
молитв и песнопений, не унывайте и не смущайтесь, понимание придет со
временем, а пока можно повторять про себя молитву Иисусову. По возможности,
воздержитесь от замечаний, если, конечно, нет явного хулиганства или
кощунственного поведения. Нарушающему нормы поведения замечания допустимо
делать в деликатной форме, без раздражительности и высокомерного наставления в
голосе. Если чувствуете, что не сможете общаться с нарушителем порядка без
раздражения, лучше промолчите, а про себя помолитесь о вразумлении ближнего. Недопустимо
ведение разговоров во время службы. Недопустимо передвигаться, покупать и ставить
свечи, прикладываться к иконам, беспокоить других вопросами или просьбами передать
свечу во время важных моментов богослужения:
при
выходе священника с кадилом, при чтении шестопсалмия,
при
выносе Евангелия и во время его чтения,
при пении
«Милость мира » до возгласа священника
«В первых помяни »,
при пении
Символа веры и «Отче наш», при выносе Святой Чаши (Потира).
Во время
чтения Евангелия, пения Херувимской песни и Евхаристического канона следует
хранить благоговейное молчание и полностью сосредоточиться на молитве. Во
многих храмах в такие моменты прихожане просто замирают, слышен малейший шорох
в храме. Даже дети каким-то чудом утихомириваются.
Во время
богослужения в православной Церкви молятся стоя, да и как можно сидеть в
присутствии Божием, ведь в молитвах мы обращаемся к Царю царей, к Творцу вселенной.
Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого
и Нового Завета на великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо
чтимых святых). Конечно же, допустимо сидеть особо немощным и болящим, чтобы,
как сказал митрополит Филарет (Дроздов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели
стоя - о ногах». Однако нельзя сидеть, закинув ногу на ногу или вытянув ноги.
Прежде чем сесть, попросите у Бога укрепить вас телесно. Во время чтения Евангелия
и в особо важных местах литургии даже в немощи постарайтесь встать. Кроме того,
и по сей день во многих храмах можно наблюдать благочестивое правило, когда
женщины про пускают вперед мужчин во время елеопомазания, причащения, прикладывания
к праздничной иконе и ко Кресту. А детей или родителей с детьми пропускают точно
во всех храмах. Родители, придя в храм с детьми, должны наблюдать за их
поведением и не допускать, чтобы они отвлекали молящихся, шалили, смеялись.
Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, просто
выйдите на время с ребенком из храма. Если вас раздражает поведение чужого ребенка,
соберитесь с силами и не обращайте внимания. Ведь дети бывают разные, с некоторыми
управиться почти невозможно. В наше время во многих храмах снисходительно смотрят
на детишек, которые постоянно крутятся под ногами: ведь Сам Господь запретил апостолам
прогонять их от Себя. Следует прикладываться к иконам, оставив в стороне
объемные сумки. Во время каждения храма не следует разворачиваться вслед за
священнослужителем и становиться спиной к алтарю. Во время каждого открытия Царских
врат следует поклониться. Службу надо отстоять от начала до конца. Служба - это
не повинность, а жертва Богу. Разве будет приятно хозяину дома, к которому пришли
гости, если они опоздают или уйдут те окончания праздника? Помните, что уходить
с богослужения без крайней необходимости - грех перед Богом. Особенно старайтесь
не выходить из храма во время литургии, по крайней мере, до пения «Отче наш ».
По окончании службы читают те же молитвы, что и при входе в церковь. Завершением
литургии является выход священника с крестом. Такой момент называется отпустом.
Во время отпуста верующие подходят к кресту, целуют его и руку священника, держащую
крест. Отойдя, нужно поклониться священнику. В церкви возможны различные не
особенно приятные эпизоды, на которые не следует слишком обращать внимание.
Важно помнить, среди присутствующих в храме далеко не все - постоянные
прихожане, да и постоянные прихожане приходят в храм каждый со своими немощами,
недостатками и проблемами. Не стоит слишком болезненно реагировать на
какие-либо замечания. В таких случаях, чтобы не огорчаться, лучше вспомнить ситуации,
когда мы сами были не слишком тактичны и справедливы. Если вы приняли решение
стать истинно православным христианином, посещать богослужения следует
регулярно: каждый воскресный день (всенощную и литургию), все двунадесятые
праздники и свои именины - это как минимум. Например, раньше считалось. что
христианин, без уважительной причины (тяжелой болезни) пропустивший три воскресенья
подряд - отлучает себя от Церкви. То же - относительно тех, кто не причащался
более года. Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы
мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились
в храме. Церковь заповедует нам расходиться из храма благоговейном молчании, с
благодарением Господу, сподобившему нас присутствовать в храме, с молитвой,
чтобы Господь даровал до конца нашей жизни всегда посещать Его святой дом.